Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школы

 Содержание

Введение

1.     Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках в начальной школе

2.     Основные направления информатизации начального

образования

3. Достоинства использования ИКТ
4. Заключение
5. Список литературы

 

 

Введение

Актуальность использования ИКТ на уроках в начальной школе.

       Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах -видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Цели использования ИКТ в начальной школе.

    Основная цель использования ИКТ - стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность. Основной целью применения информационных технологий - повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования. 

   Задачи использования ИКТ в начальной школе.

      Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитие мотивации к обучению; развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций; развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышение уровня комфортности обучения; снижение дидактических затруднений учащихся; повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.

1.     Использование информационно-коммуникационных
   технологий на уроках в начальной школе

     Основная идея применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);  индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

     Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы: интеграция различных предметных областей; модернизация традиционной системы предметного обучения;  накопление образовательных ресурсов;  освоение учителем современных информационных технологий;  организация личностно-ориентированного обучения;  творческий взаимообмен между учителем и учеником, между  учителями. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи: развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве; воспитание системно и аналитически мыслящих людей;  формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей;  формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности;  использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности. В перспективе в отечественном образовании необходимо внедрять и другие формы образования. Уже сейчас со всей актуальностью встает проблема дистанционного обучения на базе ИКТ. Если мы хотим действительно разгрузить наших школьников, то решение этой проблемы следует искать в использовании ИКТ и дистанционного обучения. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий. О целесообразности использования информационных технологий в обучении младших школьников говорят их возрастные особенности.

     Использование компьютера в учебном процессе - (внедрение новых информационных технологий) - это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы. Компьютер - средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована в работе со слабыми учащимися, например, для обработки определенных навыков; в работе с сильными учащимися. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшиеся ранее проблемы, например: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся); компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков. На этапе конкретизации изучаемого материала, возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала, специально разработанные компьютерные обучающие программы.

     Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Для начальной школы применение ИКТ позволяет решить ряд проблем обучения. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему.                                                                   Использование ИКТ на уроках позволяет: сделать урок более интересным, наглядным; вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.

 

2.            Основные направления информатизации начального образования

         Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:  использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование Интернет-ресурсов, и т. д.); проведение урока с использованием информационных технологий (ИТ) (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями). Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, следует соблюдать заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». В 1999 году в Британии опубликованы результаты научных исследований английских психологов. Их выводы достаточно категоричны: до десяти лет ребенку у компьютера делать нечего! Пристрастие детей до 9—10 лет пусть даже к развивающим и обучающим играм может замедлить их развитие, подавить интерес к обычным детским играм. Применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Таким образом, применение компьютера в начальной школе позволяет решить ряд проблем в обучении. Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать за компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижение класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время. В-третьих, применение на уроках компьютерных тестов позволит учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразны.

 

 

3. Достоинства использования ИКТ

        Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.

     Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.  

     Дидактические достоинства интерактивных уроков: у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

    Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся.
      Учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными являются:

 ·   технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
 · методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
 · технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.

    Внедрение ИКТ в практику работы     

учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

1.     Создание презентаций к урокам.   

2.Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.    

Возможности ИКТ:

· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
 · создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
 · создание текстовых работ;

 · обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.         

ИКТ технологии могут быть использованы:

 1. Для обозначения темы урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса; 

  2. При объяснении нового материала. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

  3. При отработке и закреплении навыков:

компьютерные обучающие программы, ребусы, компьютерные игры,  печатный, раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, тесты), печатный иллюстративный материал.

  4. Для самостоятельной работы учащихся словари интегрированные задания

  5. Для контроля знаний учащихся: тесты кроссворды 

Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными.

Использование данной технологии позволяет:

- Значительно сэкономить время на уроке.

- Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
- Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
- Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
- Повысить качество усвоения материала.

     Сегодня использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти, увеличивает учебную мотивацию.
     Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, а главное качественно, подготовить интересный урок по любому предмету и теме. 

 Применение ИКТ позволяет учителю:

- Отойти от традиционной формы проведения урока. 
- Развивать активно-деятельные формы обучения (практикум, промежуточная аттестация, самоаттестация) за счет интерактивности программы.
- Создавать вариативные проверочные работы, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся.

 Использование ИКТ позволяет ученику: 

- проводить исследования, закреплять полученные знания;

- формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения;

- работать в индивидуальном темпе;

- осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, сочинений, и  т. д. 

     Уроки с использованием ИКТ могут стать привычными для учащихся начальной школы, а для учителя - нормой работы в школеВарианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы могут быть самыми разными:

1.Урок с мультимедийной поддержкой это урок, когда есть деятельность учителя и учеников с применением медиасредств. 

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
-усвоить  базовые знания по предмету;

-систематизировать  усвоенные знания;

-сформировать  навыки самоконтроля;

-сформировать  мотивацию к учению;

-оказать учебно-методическую помощь учащимся  в самостоятельной    работе над учебным материалом.

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Достаточно широкое распространение интерактивных досок позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования учителем в ходе урока мультимедиа презентации.
          Здесь же мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийная среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.
     Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
     2.  Урок проходит с компьютерной поддержкой. Учащиеся работают с готовой учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

    3.  Интегрированные уроки. У младших школьников наиболее развито наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной я. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.

4.  Внеурочная деятельность. Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер, используют его как игрушку. Родители могут стать активными участниками образовательного процесса, готовить итоговый материал о жизни класса, помогать в создании компьютерных фильмов, презентаций по различной тематике. 
     Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

-повышению мотивации к учению,

-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

-активизации познавательной деятельности,   повышению  качественной успеваемости школьников,

-развитие наглядно-образного, информационного мышления,

-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,

  -повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. 

 

Заключение

         Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов. 
        Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик
. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.      Использование ИКТ на уроках в начальной школе, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль.  Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету.

“Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей на основе информационно-коммуникационных средств.

 

Список литературы:


   1. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. 2005. 

   2. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и    образование. - 2002. -  

3.      Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006                           

4.  Интернет ресурсы: www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1.html  
5.  
bestreferat.ru/archives/04/bestref-50404.zip
6. incd.info/getcont-693-1.html
7. rusedu.info/Article8.html
8. majliki.ru/smilies-131.html?start=450 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пытливые умы

Охрана животных